Качество подготовки выпускников школ можно оценивать по разным
показателям. Специалисты исследовательского центра Begin Group решили
ориентироваться на результаты Всероссийских олимпиад школьников (ВОШ). С
этими соревнованиями для самых умных старшеклассников за последние годы
ни одного крупного скандала, их результаты считаются максимально
честными и объективными.
За основу взяли статистику последних восьми лет. За это время
победителями и призерами ВОШ стали 7538 учеников из 2182 школ страны.
Лидеры в абсолютном зачете: Москва, Московская область и
Санкт-Петербург. Эти три региона собрали четверть всех дипломов
победителей.
Но и в самих регионах есть лидеры: половина победителей ВОШ учится в 10
процентах школ, которые хоть раз были представлены на олимпиаде. То
есть обычно на заключительный этап приезжают ребята из одних и тех же
специализированных школ.
В топ-10 школ России, ученики которых чаще других побеждали на
олимпиадах, вошли четыре образовательных учреждения столицы. Только эти
школы за восемь лет подготовили 4,13 процента победителей. Так что
родители-москвичи, которые хотят, чтобы их дети получили углубленное
образование, могут выбрать одну из четырех школ и понимать: здесь из
вашего ребенка сделают настоящего Знайку (если, конечно, у него есть к
учению способности). В Санкт-Петербурге образовательных заведений такого
уровня всего два. Остальным городам досталось по единственной школе
«олимпийского резерва».
Как-то соотнести результаты Всероссийской олимпиады школьников с
уровнем образования в регионе в целом позволяет другой рейтинг.
Минобрнауки России подсчитало, сколько участников каждой из команд
отправлялось домой с пустыми руками, а кто - с призами и дипломами.
В лидерах снова Москва и Петербург. Тут слабые ребята в команду не
пробиваются. За последние три года больше половины олимпийцев из обеих
столиц становились победителями или призерами (от 50 до 64 процентов и
от 50 до 59 процентов соответственно). В прошлом году к ним
присоединились Белгородская область (54 процента) и Пермский край (52
процента). Следом - Нижегородская область (50 процентов), Кировская
область (46 процентов), Подмосковье и Челябинская область (по 42
процента) и Татарстан (39 процентов).
- Важна и другая статистика: сколько победителей и призеров приходится
на душу населения в регионе, - считает глава группы исследователей
Владимир Правоторов. «Самыми умными» областями и республиками, где на
100 тысяч человек больше всего преуспевших на олимпиадах школьников,
оказались Кировская и Вологодская области. Хотя по абсолютному числу
победителей они уступили крупнейшим городам, но по относительному
показателю оставили всех далеко позади.
В пресс-службе Минобрнауки заметили, что наиболее перспективные
команды подбираются в относительно небольших (по числу жителей)
регионах - в Белгородской, Кировской, Нижегородской и Челябинской
областях.
Получается интересная картина. В стране есть всего пара сотен школ,
постоянно готовящих очень сильных учеников, словно конвейер на
автозаводе. А все остальные средние учебные заведения обеспечивают то
самое «очень среднее образование». И, похоже, смирились со своей участью
середнячков.
В нижней части списка оказались Республика Дагестан, Амурская область,
Республика Северная Осетия - Алания, Республика Алтай,
Карачаево-Черкесская Республика, Республика Хакасия, Забайкальский край,
Республика Ингушетия, Еврейская автономная область, Чеченская
Республика - за 8 лет каждый из этих регионов подготовил меньше шести
победителей.
Лучшие школы России*
Регион |
Школа |
Количество победителей |
Санкт-Петербург |
Физико-математический лицей № 239 |
159 |
Москва |
Специализированный учебно-научный центр - факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (школа им. А. Н. Колмогорова) |
145 |
Челябинская область |
Лицей № 31, г. Челябинск |
81 |
Москва |
Лицей № 1303 |
79 |
Санкт-Петербург |
Лицей Физико-техническая школа при Физико-техническом институте им. А. Ф. Иоффе РАН |
78 |
Москва |
Лицей «Вторая школа» |
66 |
Москва |
Центр образования № 57 «Пятьдесят седьмая школа» |
66 |
Свердловская область |
Гимназия № 9, г. Екатеринбург |
65 |
Кировская область |
Кировский физико-математический лицей |
64 |
Саратовская область |
Физико-технический лицей № 1, г. Саратов |
60 |
Регионы, где лучше других умеют работать с талантами
Место |
Регион |
Общее количество победителей |
Победителей на 100 тысяч человек |
1 |
Кировская область |
205 |
14,51 |
2 |
Вологодская область |
143 |
11,69 |
3 |
Республика Калмыкия |
33 |
11,54 |
4 |
Санкт-Петербург |
509 |
11,14 |
5 |
Республика Татарстан |
411 |
10,92 |
6 |
Пермский край |
260 |
9,57 |
7 |
Москва |
982 |
9,38 |
8 |
Ямало-Ненецкий АО |
50 |
9,21 |
9 |
Челябинская область |
315 |
8,97 |
10 |
Республика Марий Эл |
63 |
8,96 |
|
Борис Давидович, замдиректора столичной школы № 57 |
|
МНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ
Борис Давидович, замдиректора столичной школы № 57: Для победы на олимпиаде нужны спецпрограммы подготовки
- На олимпиаде выигрывают талантливые дети, с которыми занимаются по
специальным программам подготовки. Есть два направления работы с перспективными
школьниками: спортивное и академическое. Некоторые специально
натаскивают ребят на олимпиады и интеллектуальные соревнования. Мы же
больше ориентируемся на развитие мышления: у нас половина выпускников
после окончания вуза идут в аспирантуру, защищают кандидатские
диссертации. Вот это - серьезный показатель.
А если человек умный, с ним серьезно занимаются, то он и на олимпиаде
хорошо выступит. Массовая школа такие результаты давать не может.
Конечно, где-то когда-то может оказаться один самородок, но большого
числа олимпийцев там не будет.
Так что итоги Всероссийской олимпиады - показатель работы одной или
нескольких конкретных школ. Делать по ним выводы о состоянии образования
во всем регионе или в стране неправильно.
Сейчас диплом победителя Всероссийской олимпиады школьников - настоящая «валюта»
для учебного заведения. Когда родители решают, куда отдать ребенка
учиться, они смотрят на результаты ЕГЭ и олимпиад. Поэтому сильные
школы, которые раньше старались «не обижать маленьких» и не отправляли
своих питомцев соревноваться с учениками обычных школ, сейчас начинают
активно участвовать в олимпиадах, где есть шансы хоть что-то выиграть. У
нас раньше в соревнованиях участвовали только физики и математики,
гуманитарии считали их ниже своего достоинства. А сейчас выигрывают и те
и другие. Вот за последний год собрали дипломы по русскому и
английскому языкам, экономике... |